Бюрократические вопросы в нашем государстве, связанные с оформлением чего бы то ни было в собственность, всегда вызывают множество вопросов у граждан. Плюс ко всему, законодательство каждый год меняется, вносятся свои коррективы в процедуру оформления документации. Огромное количество нюансов и подводных камней имеет такая процедура как оформление дачного участка в собственность. Практика юристов полна случаев, когда необходимо оформить участок.
Под дачным участком, как правило, понимается, место отдыха, которое, помимо земли, включает в себя домик и несколько хозяйственных построек. Основной нюанс в данном случае, заключается в том, что каждая из построек, как и земля, оформляется отдельно.
Порядок оформления дачного участка регламентирован нормативно-правовыми актами РФ, которые содержатся в Кодексах. В зависимости от того, о каком виде постройки идет речь, и в результате чего происходит оформление дачного участка на себя, процедура может быть отражена в Гражданском, Земельном, Жилищном или Градостроительном Кодексах.
Оформление дачного участка в собственность: алгоритм действий
Оформление всех необходимых документов проходит в два этапа, каждый из которых сопровождается сбором большого количества документов и взаимодействия с различными инстанциями. Стандартный порядок действий включает в себя следующие этапы:
- Получение технического плана и кадастрового паспорта на участок.
- Обращение в Бюро технической инвентаризации для получения паспорта на каждое строение, расположенное на дачном участке.
- Оплата госпошлины в установленном размере.
- Заполнение декларации.
- Передача всех необходимых документов в Росреестр по месту нахождения объекта.
Самое важное, что вам необходимо сделать до оформления дачного участка в собственность – найти документ, на основании которого ранее собственник получил землю, пусть адвокаты помогут вам в этом.
Помимо этого, вам понадобятся следующие документы для оформления дачного участка:
- паспорт владельца земельного участка;
- кадастровый план и технический паспорт;
- заявление установленного образца на оформление участка в собственность;
- справка, уведомляющая о том, что земля и строения на ней используются по назначению;
- квитанция об оплате государственной пошлины.
Помимо обязательного перечня документов, обозначенного выше, вам также могут понадобиться другие специфические документы. Например, документ о выделении надела, который бывает разных видов: решение органа местного самоуправления, приказ предприятия о выделении земли и т. д.
Если в настоящий момент документов на участок нет, их следует оформить. Процедура будет такая же: вы собираете весь перечень документов, обозначенный выше, и передаете его в орган местного самоуправления для вынесения решения о выделении надела в собственность.
После чего происходит взаимодействие с Кадастровым бюро, которое оформляет план участка и выдает все необходимые документы. Затем, вы передаете весь пакет документов в Росреестр, где происходит регистрация и вам на руки выдается Свидетельство собственности.
Что касается, размера госпошлины, то она варьируется в зависимости от формы окончательного документа. За бумажный носитель стоимость составит 750 руб., а за электронную форму документа – 300 руб. Кроме того, в Росреестр необходимо будет внести квитанцию о внесении в бюджет 2 000 руб.
Оформление купли-продажи участка происходит по такому же принципу. Однако, в данном случае всё значительно проще, потому что документы на землю от предыдущих владельцев уже имеются. А вам нужно будет лишь переоформить их на себя.
Сложности в оформлении дачного участка в собственность
Если вы оказались в ситуации, в которой передача дачного участка в вашу пользу происходит по факту наследования, вся процедура будет оформляться через суды а не иным способом. Вам также понадобятся помощь юристов, которые помогут в составлении иска и представлении ваших интересов в суде.
Для того чтобы ваш иск был принят, необходимо приложить следующие документы:
- свидетельство, подтверждающее наличие родственных связей с предыдущим владельцем участка;
- документ, на основании которого предыдущий владелец пользовался участком;
- подтверждение регистрации дачного участка в Кадастровом бюро и т.д.
После того как иск и все необходимые доказательства переданы в суд, он рассматривает дело и принимает решение об определении собственника. Как только данное решение будет вынесено, происходит стандартная процедура оформления документов, описанная выше.
Как только все процедуры будут окончательно завершены – вы станете полноправным собственником дачного участка, и на вас будет наложена имущественная ответственность за принадлежащий вам объект. Вы будете отвечать по своим обязательствам за все имущество, которое у вас имеется, в том числе, дачный участок.