Многие предприниматели, являющиеся владельцами магазинов, прежде чем открыть их, наверняка долго уговаривали себя на этот шаг. Ведь в нашей стране, наличие точки розничной торговли обрекает владельца на многочисленные проверки со стороны Роспотребнадзора и иных контролирующих органов.
И даже несмотря на то, что в последнее время все проверяющие организации стараются быть чуть более лояльными и получают установку не губить бизнес на корню – система проверок остается громоздкой и устрашающей. Обсудим ниже что же такое проверка Роспотребнадзора в магазине, и к чему она может привести.
Виды проверок от Роспотребнадзора
Роспотребнадзор – это обширная организация, которая реализует проверки нескольких видов:
- Плановые. Данный вид проверок проводится каждые 3 года по четкому графику, который составляется в начале года. Ознакомиться с данным графиком вы можете на официальном сайте Роспотребнадзора. В документе также содержится информация о том, что будут проверять. Помимо этого, предприниматель будет уведомлен Роспотребнадзором о надвигающейся проверке за 3 рабочих дня.
- Внеплановые. В данном случае имеется ввиду проверка, проводимая по факту такого явления как жалоба на магазин в рамках устранения нарушений. Важный момент: проведение внеплановой проверки должно быть одобрено прокуратурой. В противном случае, она не может осуществляться на законных основаниях. Предприниматель ставится в известность о внеплановой проверке за сутки до её совершения. Исключения составляют точки розничной торговли, осуществляющие продажу пищевых продуктов.
- Выездные и документарные. Проверки Роспотребнадзора могут быть выездными или документарными. В первом случае инспектор непосредственно присутствует в магазине, а во втором – запрашивает документы, и проверка осуществляется в дистанционном порядке.
Что должно быть в магазине при проверке
Во время проведения проверки Роспотребнадзор обращает внимание на наличие и правильное оформление следующего перечня документов:
- Учредительные документы (ИНН, Устав организации);
- Санитарные книжки сотрудников, если мы говорим про проверки магазина продуктов;
- Журналы, свидетельствующие о наличии производственного контроля (графики уборки и стирки производственной одежды, контроль температуры и освещения в магазине);
- Действующая лицензия на осуществление деятельности магазином;
- Уголок потребителя, составленный по всем правилам, предъявляемых Роспотребнадзором;
- Наличие актуального меню/каталога товаров, цен на предлагаемые товары и услуги;
- Документы, подтверждающие право на помещение, в котором находится магазин (аренда/собственность предпринимателя);
- Журналы санитарных и эпидемиологических проверок сотрудников.
Перечень может быть несколько изменен, в зависимости от характера деятельности магазина. Однако мы перечислили общие требования, предъявляемые торговым точкам.
Как проходит проверка
Любая проверка в обязательном порядке начинается с того, что инспектор предъявляет свои документы (удостоверение), а также показывает предпринимателю акт о проведении проверки, в котором указано, на каком основании она производится и в каком порядке.
Если первый пункт не соблюден, результаты проверки могут быть оспорены через постановление суда в дальнейшем. То же самое касается других обязательных пунктов о проведении проверки Роспотребнадзором.
После того как инспекторы Роспотребнадзора представились, они приступают непосредственно к проверке, которая включает в себя 2 этапа:
- изучение документов организации;
- проверка товаров в магазине.
Если инспекцией будут выявлены нарушения санитарных требований, а также найдена просрочка товаров и услуг, возможно применение санкций вплоть до возмещения ущерба или закрытия организации на период до трех месяцев.
То же самое касается интернет-магазинов. Проверка интернет-магазина ничем не отличается от стандартной проверки. В данном случае, также внимание уделяется качеству оказываемых интернет-магазином услуг.
Если по факту проверки будет выявлены грубые нарушения прав потребителей – магазину может быть назначена мера пресечения, например, возмещение ущерба. Но это решается через гражданские споры и не зависит от человека, осуществляющего непосредственно проверку.
Итогом проверки является заключение, в котором отражаются все обнаруженные нарушения и предписания по их устранению. По регламенту, один экземпляр заключения остаётся у инспектора, а второй передается предпринимателю.
В заключении обязательно должна быть отражена следующая информация:
- время и место составления заключения;
- наименование контрольного органа и вид проверки, проведенной в магазине, а также список инспекторов от Роспотребнадзора, участвующих в ней;
- сведения о проверяемой организации, информация о руководителе;
- список обнаруженных нарушений и предписания по их устранению;
- подпись руководителя организации на акте проверки, а также подписи всех инспекторов, принимавших участие в ней.
По итогам проверки организации назначаются предписания, которые необходимо выполнить в определенный срок: штраф, закрытие предприятия на определенный срок или передача дела в суд. Последние решение возможно в том случае, если действиями магазина был причинен значительный ущерб потребителям.